История Белокурихи. Кто нарек Белокурихой тебя?

Белокуриха.Сегодня Белокуриха – это город – курорт Федерального значения, известная здравница, не только в России, но и за ее пределами. История этого курорта прописана многими путешественниками, исследователями, начиная с 19 века и заканчивая нашим временем, о чем свидетельствуют десятки научных работ и различных статей о Белокурихе. Основное внимание в исследованиях ученых уделяется становлению курорта, характеристике радиоактивных лечебных вод, радоновой терапии и другим лечебным факторам. Научная работа продолжается и сегодня. В данной статье рассматривается вопрос происхождения названия, известной ныне здравницы. Как появилось название «Белокуриха»? Ответ на этот вопрос немаловажен, ибо общеизвестно, что географические названия во всем мире считаются ценнейшими памятниками истории и культуры. Как известно, изучением географических названий, выявлением их своеобразия, историей возникновения занимается наука топонимика. Здесь необходимы знания в области истории, географии, лингвистики. Немаловажное значение могут иметь этнографические материалы, религиозные представления, культурные традиции. Поэтому, говоря о происхождении топонима «Белокуриха», обратимся, прежде всего, к истории освоения русскими первопроходцами предгорий Алтая, к их культурным традициям, а также к исследованиям ученых в области топонимике и попытаемся ответить на вопрос: как появилось название «Белокуриха», и что хранит в себе этот топоним?

Первопоселенец Белокуров…

История заселения предгорий Алтая русскими первопроходцами связана с приходом сюда старообрядцев. Историей алтайского старообрядчества занимались Н. В. Алексеенко, Ю. С. Булыгин, Н. Г. Аполлонова, С. И. Гуляев, Г. Н. Потанин и многие другие ученые. Широко известны такие работы, как «История Сибири с древнейших времен до наших дней», «Бухтарминские старообрядцы», «Староверы на Алтае» и ряд других. Материалы этих исследований дают целостное представление о начальных этапах истории алтайского старообрядчества и его дальнейшем развитии. Согласно этим материалам активное распространение старообрядчества в Сибири начинается в последней четверти XVII в. Основной причиной массового продвижения старообрядцев в Сибирь стали религиозные гонения со стороны официальных властей. Подтверждением тому являются документально зафиксированные факты сожжения раскольников властями города Тобола в 1676 и 1683—1684гг., самосожжения старообрядцев в Березовском на реке Тобол в 1679 г., в Каменском под Тюменью и в Кургайской слободе в 1687г. На территории Сибири старообрядчество распространялось в соответствии с общей направленностью продвижения русского населения — с северо-запада на юго-восток. Так старообрядцы оказались на Алтае. Скрываясь от религиозных гонений в труднодоступных ущельях Алтайских гор, старообрядцами были основаны здесь ряд поселений. Сегодня хорошо известно, что одним из первых поселений, основанных старообрядцами в ближайших окрестностях ныне города – курорта, была деревня Солоновка. В некоторых источниках указывается дата образования этого поселения – 1624 – 26 гг. По другим источникам год основания 1796. Как известно, почти 50 лет эта деревня существовала тайно за Бийской «военной линией». Известно также, что деревня Солоновка была не единственным поселением старообрядцев в наших местах. Например, не существующая ныне, деревня Устауриха. На проживание там старообрядческого населения указывает формант – «иха» в этом названии, о чем будет сказано далее. Когда было образовано это поселение староверами неизвестно. Сколько там проживало жителей, и почему перестала существовать эта деревня, мы не знаем. Обозначим лишь то, что деревня Устауриха была на острие, так называемого «Драконьего треугольника». Что могло означать это название? Вполне возможно, что оно имело сакральное значение, и было связано, с каким – то древним языческим культом, что не могло не повлиять на присутствие в этом месте старообрядцев и, в конечном итоге, могло стать причиной их ухода на другое место. Итак, согласно историческим данным, первыми русскими поселенцами в предгорьях Алтая были старообрядцы. Теперь обратимся к сохранившемуся историческому документу – архивной карте. Как известно, в 1963 году директор курорта А. Н Булычев, на свой запрос в Краевой архив получил от сотрудника архива Н. Савельева следующий ответ. «В нашем архиве есть карта начала 19 века, где в устье этой речки (имеется в виду речка Белокуриха, прим. автора) показана заимка Белокурова, выше ее дер. Белокуриха и вторая дер. Новая Белокуриха. Старше всех заимка». Сохранилась и другая карта, где обозначена заимка Белокурова. (см. прилож.) Таким образом, первым однодворным поселением на реке была заимка Белокурова. Этот документ открывает нам фамилию первопоселенца на реке – Белокурова. Однако других сведений об этом человеке, по признанию сотрудников архива, в документах отыскать не удалось. Нет подтверждения, например, откуда Белокуров переселился и когда. В документах того времени, начала 19 века (прошениях крестьян), указывается речка Белокуриха, но при этом нигде не упоминается фамилия Белокуров. Неизвестно его имя, отчество и состав семьи. Будь Белокуров выходец из окрестных деревень, как например, Я. Клепиков или В. Пахомов (основатели, ныне села Старобелокуриха), он был бы известен, и мог быть упомянут в документах того времени, как первопроходец. В итоге архивная карта дает нам первое поселение на реке (ныне Белокурихе) – заимку Белокурова, т. е. поселенца с такой фамилией. Другие сведения об этом человеке неизвестны. Топоформант – «иха» Изучая происхождение географических названий, необходимо учитывать, что топонимы всегда несут в себе вполне определенную информацию, так как они возникают в результате осмысленного акта познания человеком своей среды обитания. Более того, в топонимах скрыты объективные исторические данные, материалы фольклорно – обрядовых мотивов, сведения этнографического характера. Но сам топоним состоит из топоосновы которая не существует в чистом виде и всегда дополняется до целого слова, оформляется с помощью вспомогательного элемента – топоформанта. Топоформант является важным элементом, в котором подчас и скрыты сведения различного характера. Образование топонима с помощью того или иного топоформанта не является случайным. Поэтому в исследуемом топониме «Белокуриха» обратимся к его структуре: к топоформанту – «иха». Необходимо выявить: кто был его носителем, и что мог означать этот формант. Откуда он пришел в здешние места, или он был здесь изначально? Интересную информацию по этому форманту находим в исследованиях Н. В. Курилова. «Первоначально носители топоформанта – «иха» появились в Приишимье, оттуда уже в первые десятилетия 18 в. их основная часть двинулась на юго- всток, в Верхнее- Приобье. Исторически это совершенно достоверный процесс: выходцы с Ишима упоминаются при заселении Верхней Оби. Также есть основания связать носителей топонимической модели – «иха» с наиболее активным «пионерным» отрядом колонистов, выступавшим в соответствии со сложившимися в его среде традициями и хозяйственными стереотипами в роли первопроходцев. В этом случае становится понятным процесс образования «каймы» топонимов на – «иха» в предгорной зоне Алтая: от Белокурихи на северо – востоке, до Коробихи на западе и юге». Исследователь указывает на «отряд колонистов». Но кто были эти люди – носители топонимической модели на – «иха»? В этой же работе находим ответ, хотя и с некоторой оговоркой. «Было ли это активное колонизированное движение населения старообрядческим? По видимому, да». И далее. «Трудно удержаться от предположения, что активизация использования форманта – «иха» алтайскими старожилами была стимулирована также и получением дополнительных сведений о характеристичности топонимов на – «иха» Костромскому Поволжью, ассоциировавшемуся с протекающей в этих местах рекой Керженец. Поэтому формант – «иха» на позднем этапе своего бытования мог действительно быть включен в культурный комплекс «кержаков» – старообрядцев в качестве некоторого идейно – исторического обоснованного компонента их притязаний на особую этническую историю». (Топоформант – «иха»- пути миграций. Курилов В.Н.) Эту позицию разделяет и исследователь Н. А. Смирнова: «внеязыковой причиной большого распространения на Алтае топонимов с суфф. – их(а) является влияние старообрядцев, закрепленное большим количеством переселенцев из северных территорий. Данный суффикс указывает на расселение в данной местности старообрядческого населения. Причем в большинстве случаев, суффикс – их(а) обычно присоединялся к основам фамилии (антропонимов)». Использование староверами форманта – «иха» отмечено не только на Алтае. Деревня Хабариха (Поволжье) получила свое название по гидрониму (реке) Хабариха. Личное имя Хабар + «иха». Указанные выше материалы, свидетельствуют о том, что носителями топоформанта – «иха» на Алтае были старообрядцы. Расселившись в предгорьях Алтая, старообрядцы основали ряд поселений с этим формантом: Маралиха, Тележиха, Коробиха и др. Словообразовательная структура топонимов на –«иха» показывает, что семантика образующих основ этих топонимов относится к двум группам. а) названия естественно – географического характера – Маралиха, – топоним образовался от места, где обитают маралы. б) названия культурно – исторического характера. В названии поселения лежит антропоним (фамилия). Таким образом, с появлением староверов, на Алтае была локализована топонимическая модель топонимов на – «иха», а также «уха», «юха». Приведем примеры. Если объект природы обладал ярко – выраженным собственным признаком, в этом случае этот признак становился основой топонима, а топоформант – «уха», «юха» или «иха» оформлял до целого слова этот топоним. Например, главная вершина Алтая гора Белуха получила это название от староверов. На это указывает формант – «уха», носителем которого были староверы. В основе данного названия лежит собственный признак горы – высокая белая вершина. Другой пример. Около села Солоновка находится гора Воструха. В основе топонима собственный признак географического объекта – остроконечность вершины горы. Наша гора Синюха свое название, также получила от староверов. В основе топонима лежит цветовой признак: гора затянута, синей дымкой, к которому присоединен «старообрядческий» топоформант – «юха». Еще одна Синюха находится в Курьинском районе, Алтайского края. Эта гора является местом паломничества, начало которому было положено старообрядческим населением. На вершине этой горы образовались гранитные чаши, в которых скапливается вода, обладающая, говорят, необычными свойствами. Есть гора Синюха и в Горном Алтае, у озера Манжерок. По преданию – это родовая гора тубаларского сеока Jус и по тубаларски она называется Jусган или Чанкыр, что означает – голубая гора. Русские использовали кальку (перевод) и назвали ее Синюха, т. к. в русском языке цвета голубой и синий являются близкими по значению словами. Все эти топонимы в своей основе несут собственный признак географического объекта, с добавлением к нему форманта – «юха». Однако эта топонимическая модель была не единственной, поэтому не всегда географический объект получал название по собственному признаку. Он мог получить название по признаку сопричастности к человеку, который первым «обозначил» свое присутствие вблизи географического объекта. В этом случае применялась следующая топонимическая модель: к основе антропонима (фамилии) присоединялся топоформант – «иха». Вернемся теперь к топониму «Белокуриха». Топоформант «иха» в структуре этого топонима указывает на то, что данный топоним был образован староверами, поскольку они являлись носителями этого форманта. Как было установлено выше, староверы обосновались здесь первыми; до прихода «пашенных людей». До прихода в здешние места «пашенных людей» в устье реки (ныне Белокурихи) основал свою заимку и первопоселенец Белокуров (архивная карта). Таким образом, приход сюда староверов и появление заимки обозначаются одним временным отрезком – до «пашенных людей», что может означать: первопоселенец на реке – Белокуров, был ни кем иным, как старообрядцем, ибо других переселенцев, кроме староверов, до «пашенных людей» здесь просто еще не было. Выше указывалось: о Белокурове нет никаких дополнительных сведений. Эта «неизвестность» Белокурова, может также означать его принадлежность к староверам. Дело в том, что староверы старались жить тайно, уединенно. Этот образ жизни они старались сохранить и впоследствии, даже тогда, когда сюда стали переселяться «мирские». К тому же поселения староверов в 18 веке в здешних местах никто не учитывал (количество жителей, их имена, фамилии), а некоторые их поселения вообще не были известны властям. Поэтому знать какие – то данные о людях, практически не живущих в «миру», было довольно сложно. Ведь, не случайно староверов называли «скрытниками». Будучи старовером, Белокуров был носителем топоформанта – «иха». Как первопоселенец на реке, он мог использовать традиционную в его среде топонимическую модель: когда к основе антропонима (фамилии) присоединялся топоформант – «иха». На схеме это выглядит так. Основа антропонима (фамилии) Белокур + топоформант – «иха». Так появился топоним «Белокуриха». Название, которое Белокуров дал реке, географическому объекту, у которого он первым «обозначил свое присутствие». Этот традиционный способ образования топонимов с формантом – «иха» хорошо показан известным ученым, топонимистом И. А Воробьевой, в работе «Топонимика Западной Сибири». «Большинство названий с суфф.- ов, ев, ин, их, выражают отношения принадлежности. Их распространенность объясняется первоначальным расселением малодворными деревнями, основанными группой родственников или одной семьей. Имена тех, кто первым построил дома и разработал землю под пашни, закрепились в названиях селений как вечная благодарность потомков за нелегкий труд первооткрывателей. Эта традиция была продолжена благодаря заимочному расселению: многие названия заимок, полученные по имени и фамилии их владельцев, затем остались в наименованиях поселений. Среди поселений старожилов особый интерес представляют селения, в названиях которых есть суфф. – их, реже ух, юх. ых. В Европейской части они устойчиво связываются с расселением старообрядцев. Эти суфф. наиболее распространены в Среднем Поволжье, оттуда плотной полосой идут на Вятку, через Урал к Томску и далее расходятся веерообразно в южную Сибирь и на восток до Тихого океана. На Алтае такие названия встречаются повсеместно – Выдриха, Тележиха, Повалиха, Прослауха и др. Это может считаться одним из свидетельств широкого расселения здесь староверов». Возникновение топонима (гидронима) «Белокуриха» по фамилии первопоселенца на реке Белокурова не является случайным. Дело не только в традиционности. Существовала еще одна, более значимая причина: фамилия Белокуров необычная. Помимо значения белокурый, белолицый, она имеет значение обеленный, т. е. свободный от всех податей человек. Это имело исключительное значение для староверов. Мечта о свободном, вольном крае, поиск земли «справедливой» под названием «Беловодье», где нет гонений и духовных притеснений – ни эта ли мечта староверов! В этом случае, основа фамилии – Белокур, ее значение, несомненно, могла стать топоосновой, а формант – «иха», как вспомогательный, «старообрядческий» элемент оформил до целого слова данный топоним (гидроним). Таким образом, в названии географического объекта (реки) воплощались элементы культурно – исторического характера старообрядцев, их «особая этническая история», носителем которой был первопоселенец на реке – Белокуров. Сегодня существует распространенное мнение: среди жителей Старой Белокурихи не было Белокуровых, а потому, дескать, происхождение названия «Белокуриха» не имеет отношения к этой фамилии. Так, автор книги «Белокуриха в дымке легенд» Батуева Т. А. в, так называемой, академической серии, выпуск 1, под заголовком «Окрестили тебя Белокурихой» пишет: «Работа над «Ревизскими сказками», тоже не дала результата: ни в Старой Белокурихе, ни в Новой Белокурихе не было ни одного человека с фамилией Белокуров! Так что с версией этой пришлось расстаться, по крайней мере, до тех пор, пока не будет достаточных доказательств». Подобное мнение несколько наивно. Чтобы утверждать о непричастности первопоселенца Белокурова к происхождению названия «Белокуриха», то, в данном случае, одних данных «Ревизских сказок» явно не достаточно. Дело в том, что Белокуров никогда не был жителем деревни Белокурихи (Старобелокурихи) и уж тем более Новой Белокурихи. Он был жителем своей заимки, расположенной ниже по течению реки. Его заимка, которая появилась намного раньше на реке, так и не «срослась» с другими заимками, из которых возникло поселение Белокуриха (Старобелокуриха). Это подтверждается архивной картой, о которой говорил сотрудник архива Савельева Н. С. в своем ответе руководству курорта в 1963 году (см. выше). Но более важно здесь другое: «отсутствие» Белокурова в «ревизских сказках» объясняется тем, что заимка Белокурова исчезла еще до проведения здесь «ревизии» населения. Поэтому бийский управитель Штемберг, что хорошо известно по документам, о ней не упоминает в своих отчетных документах, который в 1804 году первым описывал на речке Белокурихе всех самовольных засельщиков. Сохранись заимка Белокурова, ее хозяин Белокуров, соответственно был бы отмечен Штембергом среди поселенцев на реке. Важно отметить и то, что до Штемберга бийскими управителями учет населения за «военной линией» не проводился. Бийским управителям было мало что известно о существовании поселений, о чем говорилось выше (деревня Солоновка). Разумеется, что ни каких списков фамилий, имен, проживающих за «военной линией» поселенцев в тот период, ни у бийского начальства, ни в каких – либо других губернских канцеляриях не существовало. Однако сохранились архивные карты. Их первыми составителями были иностранцы, по – всей вероятности немцы. На одной из таких карт обозначена заимка Biclokourowa – Белокурова. Таким образом, первичность появление на реке заимки, а также наличие в топониме «Белокуриха» форманта «иха» говорит о том, что свое название река получила по фамилии (возможно прозвищу) старообрядца Белокурова, первопоселенца на этой реке. Следует добавить сюда и такие названия: Синюха, Толстуха, Воструха, Устауриха, Глухариха. Эти географические названия, представляют сегодня, созданную старообрядцами топонимическую систему в окрестностях ныне города – курорта, и топоним «Белокуриха», несомненно, является, одной из составляющих этой топонимической системы.

Автор статьи:  Валерий Кулятин..

  1. Мне очень понравился этот рассказ о истории Белокурихи! Большое спасибо!

  2. Очень интересная статья!Столько нового и интересного для себя узнал в этой статье о истории Белокурихи.Большое спасибо.

  3. С большим интересом познакомился с этой интересной статьёй.Очень понравилась статья.Большое спасибо!

  4. Очень познавательная статья,много интересного прочитал в ней.Спасибо.

  5. Оказывается история заселения предгорий Алтая русскими первопроходцами связана с приходом сюда старообрядцев. Спасибо за интересную статью.

  6. Конечно же ,основное внимание в исследованиях ученых уделяется становлению курорта, характеристике радиоактивных лечебных вод, радоновой терапии и другим лечебным факторам.Спасибо за очень интересный рассказ о истории Белокурихи .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>