Отдых на Алтае. Неповторимые места Алтая.

На Алтае великое множество красивейших, замечательных мест достойных внимания отдыхающих. Отдых на Алтае оставит неповторимые воспоминания и яркие впечатления.

Путешествие по Алтаю.

Фот: Рожаева Н.Н.

Это был понедельник. Поистине, тяжелый день. Накануне сходили на ледник Б. Актру. С погодой не повезло. Весь маршрут прошел под дождем. Устали. Вечером молодежь долго «засиделась» за столом. Ночь была бурной, что выясняли, шумели. По звукам из палатки я так ничего и не поняла. А на утро оказалось, что второй инструктор Саня уволен за пьянку на рабочем месте. Об этом объявила Даша за завтраком тихим, совершенно упавшим голосом. Кроме того она сообщила, что нам предстоит тяжелый переезд в долину р. Чулышман – это 300 км, включая бездорожье, спуск с перевала Кату-Ярык, перепад высот около 1,5 тыс. метров и т.д. и все это за один день! До «Перевалки» еще нужно было протопать 8 км. А тут ещё я обнаружила у себя слишком высокое АД, самочувствие оставляло быть лучшим… Но, я в группе, наглоталась таблеток и вперед… Без меня проблем много.

В тот момент мы ехали по Курайской степи, от «Перевалки» до Курая. Я сидела рядом с водителем микроавтобуса Сергеем. Вдруг у меня «заквакал» телефон. До этого связи не было. Беру трубку, слышу Сашин (мой старшин сын, управ делами т/к) голос: «Ну что там? Как вы, бедолаги, где? Передай Даше, что я еду к вам. Догоню в Акташе или в Улагане, ждите. Сам до неё дозвониться не могу». Поняв, о чем разговор, Сергей закричал «Ура», оживился и начал рассказывать всем, как нам повезло, что теперь мы будем с лучшим инструктором т/к «Берель». Пьяные Сашки – инструктор и повар, уволенные, но ехавшие с нами до Акташа, притихли и быстро заснули.

Предгорье.

Фото: Рожаева Н.Н.

А я подумала, что сама судьба послала сына мне и группе на подмогу. Ведь самое трудное было ещё впереди: долгий переезд в долину Чулышмана, два перевала, несколько климатических зон от степи до высокогорной тундры. Бездорожье пугало тем, что могло укачивать в транспорте. Хорошо, что меня в этот день посадили в кабину водителя, и я могла любоваться пейзажами и фотографировать не через тонированные окна салона автобуса, а в лобовое стекло.

Если честно, то мне было очень тяжело и страшновато, как всегда, когда давление прыгает. А тут так сложилось, что сын едет выручать группу. Один инструктор не может находиться на маршруте, да еще без повара. А группа большая, 17 человек, в основном женщины, практически не подготовленные двигаться по горам, плохо представляющие все сложности и нюансы похода. Оказалось, что Даша позвонила по спутниковому телефону на базу утром, доложила ситуацию. Руководство приняло решение уволить пьяниц, а на подмогу инструктору выслать Рожаева Александра.

Реки Алтая.

Фото: Рожаева Н.Н.

В Акташе пообедали в кафе, здесь готовят отличный лагман. Остальная часть группы, на Зиле подтянулись чуть позже. Подъехали к магазину, чтобы докупить часть продуктов и свежего хлеба, так делают всегда на этом маршруте. Пока Даша хлопотала, туристы идут мне навстречу и с радостью сообщают, что приехал мой сын. Нет, они не поняли, он еще где-то в пути. Но тревога отступила, пришла уверенность, что все теперь будет в порядке. И Даша просто сияет, у неё появился голос, она улыбается. После пережитого, у неё наступило облегчение, ведь она как никто другой знала о предстоящих трудностях пути, сложностях на маршруте, и как с ними справляться одной , хрупкой женщине.

То, что ей на помощь выслали самого Рожаева, все сочли, что это из-за мамаши, которая оказалась в группе. Но я-то знаю, что даже и не было бы меня, все равно вышел на маршрут он, потому, что других инструкторов, знающих путь, в разгар сезона просто нет. А ему еще нужно было добраться до нас на своем автомобиле из Чемала до Улагана, этот путь он преодолел до четырех часов дня. В Улагане оставил свою машину у приятеля, а дальнейший путь продолжал с нами. Побывать в походе для него, все равно, что в краткосрочном отпуске. В горах он отдыхает душой и телом. Хотя какой это отдых я увидела своими глазами. Это каторжный, тяжелый физически и сложный в морально- психологическом плане труд. Люди на отдыхе, заплатили немалые деньги, они требуют питания, внимания, информации, ночлега и пр. И все это должен обеспечить инструктор, он – лицо фирмы, если не справится, то сюда уже не поедут эти люди и другим не посоветуют.

В походе.

Фото: Рожаева Н.Н.

Среда. Народ начинает сплачиваться. Всё меньше косятся друг на друга. Уже каждый определился, кто и что собой представляет, на что годится. И, в общем-то у всех есть свои плюсы и минусы, но, если люди здесь, то они уже не «Г»- это точно. Забраться в такую глухомань. А ведь многие еще долго ехали на поезде (Москва, Пермь, Екатеринбург), многие побывали за границей, но выбрали этот тур, нашли описание в инете и приехали – просто молодцы! За 40 тысяч руб., а многим это так и обойдется, можно было бы оттянуться 2 недели в Турции в 4-5 «звездах». Люди в восторге, и я горжусь, что это наш Алтай.! Восторгаются красотой, величием, контрастами природы. Довольны работой инструкторов (Даши и Саши), их профессионализмом. Пермяки удивлены их мизерной зарплатой.

На реке.

Местные алтайцы в общем вполне миролюбивы и даже приветливы. По крайней мере, здесь, на стоянках, а их на Чулышмане немало. Ещё бы, ведь туристы здесь – это их «хлеб». Они на нас зарабатывают. Час бани стоит 500 руб. и т. д.

Вчера, в первый день стоянки, подъезжали три машины с кемеровскими номерами, остановились за нашими палатками ненадолго – помыться в бане. Молодые семьи с малыми детьми. Пока ждали баню, рассуждали, раскинувшись на траве и любуясь панорамой долины: «Да, куда попал наш Шерегеш, по сравнению с ЭТИМ!!» – услышала – гордость распирает!

У реки.

Фото: Рожаева Н.Н.

Поход на водопад Учар. Маршрут предстоит сложный – 16 км по тайге, по каменистым осыпям вдоль крутого склона плюс скала на пути, которую нужно обойти, прижимаясь, помогая друг другу, так как «карманы» очень не большие. Все это заранее было обговорено с инструкторами и бывалыми, теми, кто бывал на этом маршруте. Кстати, они не пошли в этот поход. Мне мои дети (Миша и Юля), проработавшие на этом маршруте ни одно лето, сказали еще на «Большой земле»: «Даже не суйся!» Спросила у Саши при отправке из лагеря: «А Николай Николаевич Дроздов ходил на водопад?» Ответил, улыбаясь: « Он человек мудрый, остался в лагере ждать группу». Вот и мы «мудрецы»: я, Лена (Пермь), Регина (Новосибирск), Наташа (Пермь) остались. Кто-то уже бывал, кто-то уже устал, кто-то боится высоты, Наташа не хочет отставать и тянуть группу, как это было на Актру. Она шла последней и все её ждали. А мне так хотелось пойти, но возраст и здоровье не позволили. И так жаль упущенного времени, годиков бы 10 назад.

Горы Алтая.

Провожая группу, любовалась на «своего» инструктора. Как же он красив в работе, видно, что это его дело. Физически правильно сложен, уже не пацан, мужчина, выше среднего роста, сутуловатый, уверенно держится, рационально одет, правильно экипирован: на голове черная бандана, футболка (фуфайка), комбинезон защитного цвета, на ногах ботинки горные, за плечами рюкзак. В руках длинная толстая палка (используют на переправах). Накануне он её хорошо выстругал, зачистил. Разрешил его сфотографировать. Фотографий с работы у него мало. Туристы сейчас предпочитают как-то больше себя фотографировать. Да и в походах он теперь бываеть не часто.

Отдых на Алтае.

Фото: Рожаева Н.Н.

На Учар сходили бодро и хорошо. Впечатлений больше от дороги, чем от самого водопада. Игорь (Пермь) распорол руку. Рана глубокая. Саша повез его на автобусе в д. Коо к фельдшеру, зашивать. Приехали поздно, узнали, что в окрестностях обнаружена энтеровирусная инфекция. Фельдшер посоветовала воду из открытых водоемов не пить и грибы не собирать.

Горный Алтай.

Четверг. Мост через р. Башкаус восстановили буквально перед нами. Мы спокойно перебрались на левый берег реки, движемся к с. Балыкча. Где-то здесь проходит Мишин , 402 –ой маршрут (очень трудный). Саша показал мне, где они спускаются, где поднимаются. Склоны очень крутые и лесистые. Мне всё это очень интересно и дорого – здесь мои детки всё исходили не раз. Много провели групп. Боже, как же это не просто! И куда я их затолкала!? Но всё же труд их так благороден, люди довольны, восхищаются этой красотой и величием природы. Со скал спускаются водопады, ручьи. Аборигены живут в согласии с природой. Некоторые говорят о них: «несчастные». Напротив, они счастливы по-своему, живут по-минимуму. В Балыкче и Коо есть школа, медпункт, детсад, сады с яблоками и сливой. А главное, здесь есть церкви, где проводится служба. В обоих селах на магазинах – объявления по–алтайски, но понятно, так как написано кириллицей, когда, в какие дни будет служба (крещение, причастие и пр.) Видели и русскую бабушку, местную жительницу (она выходила из магазина), редкость для этих мест.

Озера Алтая.

Фото: Рожаева Н.Н.

Чтобы найти понтон через протоку реки Башкаус Саша поднялся на крышу будки ЗИЛа (далеко видать), и правда увидел, а то не много блудили по заболоченной равнине, в районе « Седла Сартыкпая». Да-а, Башкаус, здесь погиб на сплаве в 2005 году Валера Ермолов. Он любил Алтай и он его не отпустил…
Сейчас я нахожусь в устье Чулышмана, напротив г. Тоулок. Когда-то мы ещё детьми ходили с Карагая на экскурсию к сероводородному источнику. С Валерой мы начинали свою туристскую биографию именно с этого похода, поездки в детский туристический лагерь «Медвежонок». Здесь, в лагере на берегу Телецкого озера, мы впервые встретились с нашим алтайским поэтом Геннадием Пановым. Впервые он исполнил перед нами свою, ставшую впоследствии знаменитой, песню – «Ветка горного кедра».

Озерная гладь.

Фото: Рожаева Н.Н.

Я в палатке на Косе. Нас накрыл дождь. Сильный прибой. Этот тот самый, телецкий, как в песне. Сделала фотографии. Сильная гроза началась. Молнии бьют прямо в озеро, совсем рядом с нами. Куда бежать? Спрятались в палатки.

Команда.

Даша успела-таки сварить компот, а ужин сейчас пойдем доваривать, дождь, кажется, кончается. Главное, волнуются наши инструктора, чтобы завтра не было высокой волны, а то катер может не прийти. Вообще ожидается два катера, заедет очень много людей: наши встречники, сплавщики по Чулышману и «индивидуалка» (30 чел.). Наши машины и ещё подмога – микроавтобусы с «Берели», будут вывозить их на стоянку «Учар». А мы заканчиваем свое путешествие завтра – послезавтра на «Золотое озеро». Саша будет возвращаться со встречниками. В Улагане он будет не раньше воскресенья – понедельника, так что дома я буду раньше, чем он на турбазе. Вот ведь как чудесно всё бывает. Никогда не знаешь, как повернёт судьба или провидение (???) Но он, судя по всему, очень доволен, что вырвался с турбазы в горы. Хотя директор ворчит, но, производственная необходимость, да и сама Наташа (жена), по рассказам, предложила отправить именно его на подмогу Даше. Если это так, то спасибо ей!

« Отдыхают на скалах усталые ветры,
Завтра мы уезжаем и увозим с собой
Как хорошую песню ветку горного кедра
Ветку горного кедра и телецкий прибой».
(Г. Панов)

Нина Рожаева.

1. Нина, как вы замечательно рассказываете! Воображение сразу уносит на Алтай, и погружает в это удивительное состояние единения с природой! Ощущение, что я вместе с вашей командой преодолевала все трудности, и наслаждалась величием и красотой природы! Вы с такой гордостью рассказывали про сына, это так трогает.. Вы замечательный человек, отважный турист, и гордая мама замечательного сына!!! Спасибо за рассказ!

2. Полтора года прошло, а как будто опять я прошла по маршруту! Очень хочется вернуться к Вам на Алтай. Понимаю, что во многом впечатление об этом крае зависело от Даши и Саши. Они большие молодцы! И Вам большое спасибо и за воспоминания, и за замечательную компанию в пути, и за такого надежного сына. Привет из Екатеринбурга

3. Хочется присоединиться в высказываниям выше написанных отзывов.Прочитанное вызывает только восторг и восхищение!Огромное спасибо автору!Фотографии фантастические!

4. Какой прекрасный отчёт и фотографии Ваши просто замечательные!Огромное спасибо Вам Нина!

5. Очень интересный рассказ и просто профессиональные фотографии-большое спасибо автору!Ждём, Нина, Ваших новых рассказов.

6. Нина,большое спасибо Вам за замечательный отчёт и фотографии!

7. Спасибо за интересный рассказ и прекрасные фотографии!

8. Этот отчёт прекрасный и фотографии тоже!Ждём Ваших новых рассказов!!!

9. Какой интересный отчёт!!!Фотографии просто профессионально выполненные-отличные!!!Автору огромное спасибо!!!Пишите ещё,очень будем ждать!!!

10. Очень интересно и легко читается Ваш рассказ Нина!Фотографии в отчёте просто удивительные!Хочется познакомиться с Вашими новыми отчётами,о Ваших новых интересных походах.

11. Большое спасибо автору этого интересного и увлекательного отчёта!Фотографии супер!